Роль медицинской сестры в школе сахарного диабета

Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе. В работе Школы может быть использован стационарно непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, а также форма дневного стационара. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения. На должность заведующего Школой назначается врач-эндокринолог или медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.

Цели и задачи: основной целью Школы является совершенствование формы организации обучения больных сахарным диабетом. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

Функции школы: организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам. Проводит первичные и повторные циклы обучения, по проведению самоконтроля и профилактике осложнений сахарного диабета. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом. Анализирует эффективность работы Школы. Координируют свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом. Занятия проводятся в отдельном, специально оборудованном помещении. Обучение проходит как в группе, так и индивидуально. Темой первого занятия, как правило, является знакомство с группой, а также лекция о самом заболевании. Последующие занятия проходят по заранее разработанным темам: самоконтроль сахара крови (обучение пациентов контролировать своё состояние с помощью глюкометра), ранние и поздние осложнения диабета (уход за ногами, знание и умение распознать симптомы гипогликемии), диета при диабете (умение подсчитывать хлебные единицы), физическая нагрузка. По окончании занятий пациенты должны уметь контролировать своё заболевание, уметь оказать себе помощь, научиться жить полноценной жизнью.

Медицинские сёстры, работающие в Школе, являются важным компонентом успешной работы. Её профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом, психологическом состоянии пациентов, о проблемах вызванных болезнью. Обучение предусматривает несвойственные функции медицинских сестёр, знания и умения из области педагогики и психологии, высокий профессиональный уровень в обучении важным навыкам, в стремлении к самосовершенствованию.

Год написания: 2016

Количество страниц: 28

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время вопрос профилактики, ранней диагностики и контроля заболевания «сахарный диабет» у людей является важной медико-социальной проблемой. Данная проблема в Российской Федерации, как в большинстве стран мира обозначена в числе приоритетных направлений развития здравоохранения.

Сахарный диабет – это хроническое заболевание, для которого характерен высокий уровень глюкозы в крови: либо из-за проблем продукции инсулина, либо из-за невосприимчивости клеток организма к нему. Однако данный диагноз не должен мешать людям жить полной жизнью.

Школы сахарного диабета при поликлиниках призваны научить людей относится к сахарному диабету, прежде всего, как к образу жизни. Как правило, программы обучения в школах сахарного диабета рассчитаны на пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа, получающих инсулинотерапию.

Одной из главных целей школ сахарного диабета является оптимизация, совершенствование, повышение охвата доступности и качества медицинской профилактической помощи пациентам с сахарным диабетом. В таких школах пациентов учат составлению плана индивидуального оздоровления и самоконтролю.

Сестринский процесс при работе с пациентами в школе сахарного диабета заключается в разъяснении и донесении до пациентов важности соблюдения правильного рациона питания; обучении учету режима питания и физической активности; обучении проведения регулярных анализов крови и мочи на сахар, умению проанализировать полученные результаты; обучении пациентов производить коррекцию доз инсулина в зависимости от уровня сахара в крови при различных ситуациях. Следовательно, роль медицинской сестры школы сахарного диабета в лечении и профилактике данного заболевания чрезвычайно актуальна и значима.

Объект исследования: деятельность медицинской сестры в работе школы сахарного диабета.

Предмет исследования: сестринский процесс при работе с пациентами в школе сахарного диабета.

Цель исследования: анализ сестринской деятельности в работе школы сахарного диабета.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные характеристики сахарного диабета.
  2. Описать организацию работы школы для больных сахарным диабетом.
  3. Провести анкетирование с целью выявление факторов риска.
  4. Исследовать сестринский уход за больным с сахарным диабетом.
  5. Дать практические рекомендации медицинским сестрам.
  6. Сделать выводы.

Методы курсовой работы – применялся обзорно-аналитический метод: анализ и синтез научной литературы по обозначенным вопросам; использовались научные исследования специалистов в рассматриваемой области, учебные пособия, интернет-ресурсы; в практической части был применен метод анкетирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, материалы исследования, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы как в сестринской деятельности при работе с пациентами в школе сахарного диабете, так и в дальнейших исследованиях эффективных алгоритмов работы медицинской сестры в школе сахарного диабете.

Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: http://studwood.ru/1590785/meditsina/shkola_saharnogo_diabeta, http://shelp5.ru/shop/kursovaya-rabota-rol-meditsinskoj-sestry-v-rabote-shkoly-saharnyj-diabet/, http://studopedia.ru/19_221102_glava—rol-meditsinskoy-sestri-v-rabote-shkoli-zdorovya-saharniy-diabet.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *