Диабет 1 типа и школьников

Так как диабет первого типа в большинстве случаев возникает у детей, то и подход к детям должен быть особый.

У родителей завышенная оценка исполнительности детей. Дети есть дети. Глупо верить в то, что подростки не нарушают диету (часто нарушают грубо — алкоголем (увы, это данность нашего времени), употребляя пиво… с начальной школы!), даже не вводя дополнительный инсулин («короткий»), наличие помпы не спасает положение.

Часто под шкафами или кроватями родители находят «горы» конфетных оберток или выясняется, что в школе ребенок употребляет «быстрые» углеводы, даже не вводя инсулин, так как его «в компании не поймут». В итоге к вечеру — гипергликемия, а на вопрос «почему?» — ответ: «Не знаю»…

Отказ от консультаций у лечащего врача по месту жительства. Здесь нередко виноваты и сами врачи, приведу самый распространенный ответ родителей: «Ну, а что мы пойдем? У нас даже «Дневник сахаров» не смотрят, только выписывают бесплатный инсулин и все». Но родители тоже должны понимать, что у доктора на участке огромное количество маленьких пациентов, для которых физически не хватит времени, если с каждым заниматься длительно. Он делает все возможное, но вы же видите ежедневные очереди.

Неисправный глюкометр. Выясняется поздно. После сдачи крови в лаборатории, вдруг выясняется, что показания разнятся очень сильно, что приводит к завышению дозы инсулина в 1,5-2 раза!

Отсутствие ежегодной госпитализации в стационар для обследования и корректировки схемы инсулинотерапии. Очень часто такая возможность есть и в крупных городах, и на периферии. И, тем не менее, родители нередко игнорируют плановую госпитализацию для обследования и более точного подбора дозы инсулинотерапии, а жаль.

Ожидание быстрого результата при снижении (повышении) дозировки «продленного» инсулина. Не забывайте, что реально изменения произойдут через несколько дней! Организм должен адаптироваться к новым обстоятельствам.

Пожалуй самая тяжелая тема … Появление школьного фактора является важным моментом в жизни ребенка с диабетом, т.к. у него появляются трудности не только с режимными моментами выполнения самоконтроля, введения инсулина, но в большей степени с моментами социализации, требующие от школьника психологической зрелости, умения донести информацию о своем заболевании. Это зачастую становится комплексом неполноценности и дополнительной проблемой, ухудшающей психосоциальное и эмоциональное функционирование.

С другой стороны, это может являться дополнительной причиной декомпенсации диабета у школьников, поскольку условия пребывания в школе, отношение окружающих и самого ребенка к диабету не всегда позволяют проводить лечебные мероприятия в нужном объеме.

По данным анкетирования [Филина Н.Ю., Назаренко К.А., 2013] выявлено, что только 46% детей носят в школу глюкометр, причем только 34% детей адекватно контролируют уровень глюкозы в школе. Всего 46% детей регулярно берут с собой в школу шприц-ручку с инсулином, 20% приносят инсулин ситуативно (при высоких сахарах), 34% школьников никогда не носят инсулин.

Питаются в школьной столовой и вводят при этом инсулин всего 34% детей. При анализе причин такого поведения выявлено, что 24% детей не измеряют уровень глюкозы, и не вводят инсулин в школе, так как скрывают свою болезнь от окружающих.

12% пациентов не берут «диабетические аксессуары» из-за боязни сломать, разбить, остальные не считают необходимым их наличие в школе. 12% детей не питаются в школе и всегда отказываются от угощений в связи с отсутствием инсулина, 18% школьников употребляют углеводы без введения инсулина,12% питаются редко из-за неудобства введения инсулина, 24% не питаются, т.к. считают, что школьное питание не подходит по их заболеванию.

Всего 36% детей свободно говорят о своем диабете, не стесняясь сверстников и учителей, 40% информируют только близких друзей и классного руководителя. 48% опрошенных детей указали на развитие ситуации гипогликемии на уроке, однако всего 36% детей ответили, что об их заболевании знают все учителя. Адекватно проводили купирование гипогликемических состояний во время урока только 34% детей, 50% школьников при симптомах гипогликемии выходили из класса в коридор или ждали перемены, 16% пациентов принимали легкоусваиваемые углеводы, почувствовав клинические ощущения низкой гликемии без ее контроля глюкометром.

Таким образом, 54% детей с СД 1 типа имеют явные проблемы в школьной жизни связанные с диабетом, они не проводят самоконтроль, не вводят инсулин, стесняются своего заболевания, считая себя «не такими как все» [Филина Н.Ю., Назаренко К.А., 2013].

Этот фактор ухудшает как компенсацию диабета, снижая физическое функционирование в рассматриваемом нами параметре качества жизни, так же нарушает и психосоциальное функционирование в связи с неадекватным восприятием своего состояния. Причем проявления психосоциальной зависимости в этой возрастной группе выражены в большей степени, чем физическая составляющая.

Это доказывает неадекватное поведение половины детей в ситуациях развившейся гипогликемии: они выходили в коридор или ждали окончания урока, чтобы не проявлять при сверстниках своей физической слабости, хотя понимали высокий риск развития неотложного состояния. Желание быть похожими на своих сверстников, не выделяться из общей группы, как характерная черта данного этапа развития личности [Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2001], становится причиной неадекватного поведения в отношения к диабету.

Сахарный диабет 1 типа

В краткой и познавательной форме вы узнаете, что такое инсулин и как он действует, можно ли заниматься спортом и принимать алкоголь при диабете 1 типа, какие существуют виды инсулина, как предотвратить осложнения и самостоятельно контролировать состояние здоровья

Урок 1. О диабете

Виды диабета, симптомы заболевания, способы диагностики и основные принципы терапии

Урок 2. Самоконтроль

Как определять в домашних условиях уровень сахара в крови и моче, а также уровень ацетона в моче? Какие ещё показатели необходимо контролировать?

Урок 3. Правильное питание при диабете

Как контролировать количество углеводов, что такое хлебные единицы и гликемический индекс?

Урок 4. Физическая активность

Заниматься спортом при сахарном диабете не только можно, но и нужно. Необходимо только соблюдать ряд правил и рекомендаций

Урок 5. Инсулинотерапия

Виды препаратов, механизм действия, режим многократных инъекций, техника и средства введения инсулина

Урок 6. Гипогликемия

Причины возникновения, симптомы, первые меры и лечение. Как предотвратить появление гипогликемии?

Урок 7-10. Осложнения

Симптомы, диагностика и лечение серьезных осложнений на глаза, почки, ноги и острого осложнения ДКА.

Сахарный диабет 2 типа

Узнайте больше о диабете 2 типа из нашей специальной подборки уроков. Как правильно питаться, какие существуют виды сахароснижающих препаратов? Правда ли, что диабетом 2 типа болеют только пожилые люди? Как поддерживать состояние своего здоровья и нужно ли заниматься спортом?

Урок 1. Что такое диабет?
пройден

Урок 2. Самоконтроль
пройден

Урок 3. Основы питания
пройден

Урок 4. Физическая активность
пройден

Без регулярной физической активности сложно добиться успеха в контроле диабета 2 типа. С чего начать и сколько нужно двигаться?

Урок 5. Сахароснижающие препараты
пройден

Урок 6. Инсулинотерапия
пройден

Урок 7. Гипогликемия
пройден

Урок 8-11. Осложнения
пройден

Вебинар
пройден

«Новые 50 лайфхаков для жизни с диабетом»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Вебинар
пройден

«Безопасное использование инсулина: миф или реальность?»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Вебинар
пройден

«Жить с диабетом счастливо»

Спикер:
Загоровская Т.Ю.

Вебинар
пройден

Спикер:
Патракеева Е.М.

Вебинар
пройден

«Диабет 2 типа — коротко о главном»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Запись вебинара
пройден

«Жизнь с диабетом: как и зачем быть физически активным?»

Спикер:
Патракеева Е. М.

Запись вебинара
пройден

«Гипогликемия: высокая цена низкого сахара крови. Нужно ли её платить?»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Запись вебинара
пройден

«50 лайфхаков жизни с диабетом»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Запись вебинара
пройден

«Питание при сахарном диабете»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Запись вебинара
пройден

«Инсулин: враг или друг?»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Вебинар
пройден

«Современные принципы инсулинотерапии у детей»

Спикер:
Рыбкина И.Г.

Вебинар
пройден

«Мифы об инсулине»

Спикер:
Патракеева Е. М.

Вебинар
пройден

Спикер:
Рыбкина И.Г.

Вебинар
пройден

«Диабет и беременность»

Спикер:
Арбатская Н.Ю.

Вебинар
пройден

«Диабет и праздники»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Вебинар
пройден

«Что такое нормальный уровень глюкозы в крови и зачем нужно к нему стремиться»

Спикер:
Патракеева Е.М.

Диабет и беременность

Что такое гестационный диабет? Почему так важно следить за уровнем глюкозы в крови во время беременности? Как лучше готовиться к беременности и питаться при Сахарном Диабете? Обо всём этом Вы сможете узнать в нашей специальной подборке уроков.

Урок 1. Что такое гестационный диабет?
пройден

Урок 2. Диагностика диабета при беременности
пройден

Урок 3. Подготовка к беременности при диабете
пройден

Урок 4. Самоконтроль
пройден

Урок 5. Особенности питания
пройден

Урок 6. Инсулиновая помпа при беременности
пройден

Урок 7. Кормление грудью при диабете
пройден

Игра «Идеальная тарелка»

Игра «Идеальная тарелка» поможет вам легко составить разнообразное ежедневное меню. Также вы научитесь легко считать количество потребляемых хлебных единиц, что является необходимым условием для правильного расчета дозы вводимого инсулина.

Игра «Идеальная тарелка»
пройден

Игра «Идеальная тарелка» поможет вам легко составить разнообразное ежедневное меню. Также вы научитесь легко считать количество потребляемых хлебных единиц, что является необходимым условием для правильного расчета дозы вводимого инсулина.

Диагноз сахарный диабет у ребенка – это всегда шок для родителей. Как правило, первая их реакция – это отрицание заболевания, хочется сдавать анализы снова и снова, лишь бы услышать слово «ошибка». Потом наступает период отчаяния и поиска волшебного лекарства в Интернете, причем подавленным состоянием родителей часто пользуются мошенники, продающие всевозможные БАДы под видом чудодейственного лекарства от диабета. И только потом приходит осознание ситуации. Конечно, сейчас в Интернете очень много информации о диабете, но далеко не всегда это качественный и достоверный контент. По этой причине мы попросили врача-эндокринолога Светлану Анатольевну ФЕКЛИСТОВУ рассказать об особенностях развития и течения сахарного диабета 1-го типа у детей и ответить на самые волнующие родителей вопросы.

Чем отличается сахарный диабет 1-го типа от сахарного диабета 2-го типа?

Многие думают, что сахарный диабет 1-го и 2-го типов – одна и та же болезнь. Это ошибочное мнение.

Сахарный диабет 1-го типа (СД1) – аутоиммунное заболевание, возникающее только у генетически предрасположенных к нему людей, в крови которых присутствуют специфические антигены. При СД1 происходит деструкция (разрушение) бета-клеток поджелудочной железы, которые отвечают за выработку инсулина. Заболевание может развиться в любом возрасте, но наиболее часто им болеют лица молодого возраста – дети, подростки и люди моложе 30 лет. Редко, но все же встречается врожденный сахарный диабет 1-го типа.

При сахарном диабете 2-го типа (СД2) деструкции бета-клеток нет. Инсулин вырабатывается поджелудочной железой, но клетки организма на него не реагируют. Это называется инсулинорезистентность.

У СД 1-го и 2-го типов похожи только симптоматика и некоторые лабораторные данные. Во всем остальном это два абсолютно разных заболевания.

Как развивается сахарный диабет 1-го типа у детей?

Существуют две формы СД 1-го типа – аутоиммунный и идиопатический.

При аутоиммунном СД1 в организме ребенка с рождения присутствуют патологические гены, так называемые генетические мутации. Долгое время они могут присутствовать в организме в «спящем» состоянии. Но однажды, под воздействием какого-то пускового фактора, они «просыпаются» и запускают иммунную систему таким образом, что она перестает различать «свое» и «чужое». Иммунная система начинает активно выделять антитела, которые блокируют работу бета-клеток поджелудочной железы, разрушают их, приводя к абсолютному дефициту инсулина и, как следствие, высокому уровню сахара в крови.

Развитие заболевания проходит в несколько стадий:

1 стадия: наличие генетической предрасположенности;

2 стадия: предполагаемый пусковой фактор. Это могут быть агенты инфекционной природы – энтеровирусы (вирусы Коксаки, Эпштейна-Барра), ретровирусы, тогавирусы и даже простой грипп; или неинфекционные причины – особенности диеты, психоэмоциональный стресс, воздействие химических веществ, токсинов, ядов, инсоляция (солнечное облучение), радиация и т. д.;

3 стадия: отмечаются нарушения со стороны иммунной системы – появление антител к антитегам бета-клеток, инсулину, тирозинфосфатазе – при еще нормальном уровне инсулина в крови;

4 стадия: характеризуется серьезными иммунными сбоями, снижается секреция инсулина из-за развития инсулита (воспаления в островках Лангерганса поджелудочной железы, содержащих клетки, которые вырабатывают инсулин). Нарушается резистентность к глюкозе, но уровень сахара в крови пока остается в норме;

5 стадия: для нее типичны выраженные клинические проявления, т. к. 80–90% бета-клеток уже разрушены;

6 стадия: тотальная гибель бета-клеток. Эту стадию еще называют тотальным диабетом. Течение СД становится неконтролируемым, что грозит развитием тяжелых осложнений – ДВС-синдромом (нарушение свертываемости крови), отеком коры головного мозга и диабетической комой.

Идиопатический СД 1-го типа встречается крайне редко. При этом варианте нет ни аутоиммунных маркеров, ни явных генетических мутаций, семейный анамнез не отягощен. Другими словами, нет никакой объективной причины его возникновения. В медицине вообще все заболевания, причины развития которых установить не удалось, принято называть идиопатическими.

Можно ли предусмотреть и предотвратить развитие СД 1-го типа?

Предусмотреть СД 1-го типа можно, если это аутоиммунный вариант, но предотвратить его нельзя. Существуют диагностические аутоиммунные тесты, которые выявляют наличие антител к бета-клеткам. Но! Во-первых, невозможно спрогнозировать, когда точно разовьется СД1. От начала аутоиммунного процесса до развития заболевания у кого-то может пройти несколько месяцев, а у кого-то – 10–15 лет. А во-вторых, это довольно дорогостоящее обследование и проводить его здоровым детям нет смысла. Даже если оно покажет наличие антител, то мер профилактики СД1 не существует.

Обычно эти тесты проводят уже по факту заболевания для установления причины его развития (аутоиммунный или идиопатический) и определения количества выживших бета-клеток.

Симптомы сахарного диабета 1-го типа у детей. Что должно насторожить родителей?

В отличие от СД 2-го типа, 1-й тип диабета имеет острое начало и ряд симптомов, которые родители могут заметить:

  • неутолимая жажда, ребенок часто и много пьет (в медицине это явление называется полидипсия);
  • частое и обильное мочеиспускание (полиурия);
  • повышенный аппетит (полифагия);
  • потеря веса (резкая, ребенок просто тает на глазах, несмотря на повышенный аппетит);
  • мышечная слабость, вялость;
  • сонливость, снижена активность ребенка.

Все вышеперечисленные симптомы – это повод для незамедлительного обращения к врачу. Чем раньше, тем лучше. Развитие СД 1-го типа у детей имеет молниеносное течение, и они очень быстро могут впасть в кому.

В каком возрасте чаще всего развивается сахарный диабет 1-го типа?

Редко СД 1-го типа развивается у детей младше 5 лет, и это большое облегчение, потому что в противном случае мы теряли бы много детей. Дело в том, что у маленьких детей даже ОРВИ может протекать с симптомами сахарного диабета. При высокой температуре ребенок такой же вялый, так же много пьет и ходит в туалет. И никому не придет в голову измерить ребенку сахар. К тому же, учитывая любовь многих мам заниматься самолечением ребенка, картина сложилась бы очень печальная.

Чаще всего манифестация (появление первых симптомов) диабета приходится на дошкольный и младший школьный возраст – 6–7 лет, препубертатныйвозраст – 10–11 лет и пубертатный период – 13–16 лет. Это наиболее опасные возрастные периоды, если говорить о СД 1-го типа.

Диагностика сахарного диабета 1-го типа

Как правило, диагностика СД 1-го типа основывается на анамнезе, жалобах и на данных лабораторных исследований, которые включают в себя: уровень глюкозы в крови и уровень глюкозы в моче. Но еще раз напомню, что СД 1-го типа у детей развивается молниеносно, поэтому при наличии симптомов нужно срочно вызывать бригаду «скорой». У этой болезни нет времени на то, чтобы ждать следующего утра и идти в лабораторию сдавать кровь натощак.

Источники: http://cellnutrition.ru/articles/sd/zaharov-lechenie-sd-1-tipa-u-detej/oshibki-lecheniya-diabeta-1-tipa-12, http://shkoladiabeta.ru/school/sd1/, http://zoj.kz/bez-rubriki/saharnyiy-diabet-1-go-tipa-u-detey.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *